Как оценить бизнес?

«Неизбежных вещей п нашей жизни не две, как гласит поговорка, а три — это смерть, налоги и неправильная оценка стоимости». Такое содержательное и лаконичное замечание сделал один знакомый бухгалтер и продолжил мысль более интересным наблюдением: «Когда доходит до оценки бизнеса, кто-нибудь, продавец или покупатель, обязательно ошибается. Бывает, что ошибаются оба. Идеальной цены не существует». Я вспомнил об этом высказывании не для того, чтобы испортить вам настроение, а чтобы подчеркнуть: определение стоимости бизнеса скорее искусство, чем точная наука. Действительно, стоимость бизнеса не измеришь с помощью компаса, термометра, шагомера, тахометра или другого прибора. Она измеряется человеческими эмоциями, подкрепленными (будем надеяться) достоверной информацией и житейским опытом. Перефразировав вопрос, я спросил бухгалтера, за что же платит покупатель бизнеса. «За надежду», — ответил он.

Звучит цинично, но я рассматриваю этот ответ как мнение опытного и квалифицированного специалиста. Поэтому, приняв во внимание мнение эксперта, перейдем к рассмотрению более позитивных факторов. Существует три способа увеличения прибыльности бизнеса: больше продать, повысить цену, меньше потратить. В основе любого начинания, направленного на увеличение прибыли, лежит как минимум один из этих способов. Потенциальные покупатели руководствуются именно ими.

В ответ многие типографии стали закупать более дорогое оборудование в расчете на то, что оно по!волит производить больше и дешевле по сравнению с конкурентами. К сожалению, высокопроизводительное оборудование сложнее загрузить, оно требует наращивания объема заказов и, кроме того, стоит немалых денег. 8се это ведет к раскручиванию спирали проблем. Успешный и процветающий полиграфический бизнес создать нелегко, хотя, как и в других областях, некоторым это удается.

Один из тактических приемов, используемых компаниями в сложных экономических условиях, — это приобретение других видов бизнеса, слияние или инвестирование в более эффективное оборудование. Можно решить, что именно такая модель обеспечила успешное развитие полиграфического бизнеса. В некоторых случаях это действительно так. однако в последние годы многие полиграфические компании добивались успеха (т.е. повышения прибыли, роста выручки и увеличения акционерной стоимости) совершенно другим способом. Наиболее успешные компании в этом секторе опирались на знания и информационные технологии, а не на более эффективные технологии производства. Иными словами, они концентрировались на инновационных способах создания стоимости. То, о чем я рассказываю, называется компаниями по управлению полиграфическим сервисом.

Конечно, в таком названии нет ничего радикального (и тем более модного), однако разница между полиграфической компанией и управляющей компанией существенная. Первая должна инвестировать значительные средства в оборудование, нанимать персонал, заниматься поиском клиентов и обеспечивать бесперебойную работу на высококонкурентном рынке. Вторая же должна понять, что необходимо клиентам, и предложить им эффективное решение, для чего не нужны производственные мощности, склады и производственный персонал.

Управляющая компания делает две вещи. Во-первых, она тратит свое время на получение представления о потребностях крупных заказчиков. (Помните, мы говорили о банке с центральной улицы? Ему требуются тысячи видов печатной продукции,содержание и оформление которой постоянно обновляются.) Для идентификации и администрирования непрерывно изменяющихся запросов может потребоваться специальное программное обеспечение, которое может стать отличным инструментом привязывания клиента. Клиенту, использующему программные средства управляющей компании, будет сложно сменить поставщика услуг.

Leave a Reply