Конкурентоспособность продукции в условиях рынка

Одними из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность продукции в условиях рынка, являются ее качество, цена, в которой отражаются все затраты, а также эффективность выполнения договорных обязательств поставщиком.

Качество продукции является решающим показателем конкурентоспособности ее на рынке. Успехом пользуется та продукция, которая отличается более высоким качеством, значительной эффективностью в эксплуатации или потреблением, даже несмотря на высокие цены.

Однако нельзя отрицать и ценовую значимость конкурентоспособности, через которую и определяется объем спроса, хотя между ними и нет прямой зависимости. Минимальная цена на продукцию не может быть ниже затрат на их разработку, производство и реализацию, поскольку поставщик должен иметь определенную прибыль в размерах, необходимых для уплаты налогов, обязательных платежей и образование фондов потребления и накопления. Поэтому цена устанавливается выше минимальной ее величины. Поставщик ориентируется на ценовую стратегию на рынке, основанную на установлении более низкой цены, чем у конкурентов, что способствует продвижению его продукции. Колебание цен можно определить через коэффициент по формуле Кц = Сцф/Сцщ, где Сщ^ Сщ® -цена на рынке и нормативная цена поставщика единицы продукции i-ro вида, руб.

Поскольку потребительские свойства продукции, как правило, расширяют сферу их использования, это приводит к одновременному неравнозначному росту как качества, так и цены. Повышение качества происхо

дит с опережением повышения цеп, и его конкуренция является одной из форм проявления конкуренции цен.

Поставщик вырабатывает определенную стратегию в области качества выпускаемой продукции, которая ориентирована, в основном, на потребителя с учетом em конкурентных требований. С помощью коэффициента качества продукции — Кц — определяется ее уровень по формуле: Кп = [100 — (Q’h + Г1ц)]/100, где Q’n, Пц — процент возврата продукции, выявленный при се контроле у поставщика и обнаруженный у потребителя.

Оценка качества продукции через его коэффициент позволяет поставщику при ее производстве принимать соответствующие комплексные меры, обеспечивающие системное управление качеством и его конкурентоспособностью. В этом процессе задействованы как разработчики, гак и производственные, маркетинговые, сбытовые структуры и др.

Обеспечивается взаимосвязь производственного процесса с контролем качества на всех его этапах. Такой контроль гарантирует эффективные методы и средства его проведения за всей продукцией, выпускаемой на предприятии.

Кроме качества, пены конкурентоспособной продукции оказывают влияние на выполнение поставщиком договорных обязательств. Для оценки этого фактора можно использовать коэффициент Кд, который определяется по формуле: Кд = (Qn — QnKQib где QJb Q(l — соответственно плановый и недопоставленный объем продукции по договорным обязательствам, руб.

На основании анализа основных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, можно определить коэффициент конкурентоспособности по формуле: KKii = Kuit х * Кд^.

Leave a Reply