Оценка качества продукции

Для обоснования инвестиции в рыночных условиях используют технический уровень продукции, т.е. оригинальность конструкции, сложность, себестоимость изготовления, материалоемкость; качество, которое определяет совокупность потребительских свойств, обеспечивающих запросы потребителей; конкурентоспособность, определяемую потребительскими свойствами и ценой продукции на рынке Оценку продукции с помощью названных показателей необходимо проводить в момент принятия оптимальных решений еще в предпроизводственный период, на стадии технической подготовки производства. В основном, такую оценку целесообразно проводить в сопоставлении с продукцией одинакового назначения.

Технический уровень продукции в сопоставимых условиях при равном качестве определяется по формуле:

У,а = Сзб/Сза» где С?/;, Сз| — затраты на производство базовой и анализируемой продукции, руб.

При различном же качественном уровне технический уровень определяется соотношением: УтА = (СзбхУкл)/Сза* где УКА = (Qa * TA)/(QBxTB) уровень качества анализируемой продукции, QA, Qb — объемы производимой анализируемой и базовой продукции, соответственно, шт.; ТЛ, Тв -нормативные сроки службы новой и базовой продукции, лет.

Поскольку затраты на производство базовой продукции, как правило, принимаются на уровне верхнего предела затрат на производство новой продукции, го С’зб х Ука = СЗА, а УТА = С^/Сзд, т.е. технический уровень анализируемой продукции по сравнению с техническим уровнем базовой (УТИ) можно определить и без оценки уровня качества, исходя из отношения верхнего предела затрат и фактических затрат на производство новой продукции. Разность верхнего предела допустимых и фактических затрат определяет экономический эффект от выпуска продукции с повышенным техническим уровнем, т.е. Э = (С’за • Сд) x Qa-

Как известно, для оценки качества новой продукции используется показатель верхнего предела цепы на нее, которая учитывает изменения потребительских свойств по сравнению с базовой, т.е.: Ука = CUXB/C1Ui, где Сцли, Сц верхний предел цепы новой продукции, цепа базовой проекции, руб.

Для выработки стратегии обновления продукции необходимо провести экономическую оценку не только освоенной ранее продукции, но и планируемой с заданными свойствами, техническим уровнем и качеством. Экономический эффект можно определить по формуле:

Э, = Сзи х Ука х [1 — (1/Утл)1 что позволяет определиться в выборе продукции соответствующего уровня и качества.

Конкурентоспособность продукции отражает относительную величину диапазона цен, при которых сохраняется заинтересованность производителя и покупателя в новой продукции. Определяется он по формуле: Кк = (СЦАВ — Сца||)/Сцав. где Сцли — нижний предел цены, руб. Когда разность (Сцав — Сцан) положительна, то новая продукция конкурентоспособна и экономически выгодна, более того, снижается риск ее производства.

Leave a Reply