Оценка на основе отношения «цена/прибыль»

Оценка на основе отношения «цена/прибыль» Использование отношения «цена/прибыль» идентично использованию коэффициентов, к не исключено, что ваш профессиональный консультант отдаст предпочтение именно этому методу. Вместе с тем, несмотря на идентичность, это разные подходы. Метод с использованием отношения «цена/прибыль» наиболее часто применяется при оценке публичных компаний, поэтому его стоит рассмотреть более подробно.

Технически отношение «цена/прибыль» — это капитализированная стоимость бизнеса, деленная на прибыль после налогообложения. (Если вас интересует точное определение, то отношение «цена/прибыль» может быть представлено как «цена акции, деленная на чистую прибыль на акцию». Сомневаюсь, что такая формулировка поможет раскрыть суть метода, поэтому не буду акцентировать на ней внимание.) Думаю, вы уже поняли, что метод с использованием отношения «цена/прибыль» технически нельзя считать лучшим, поскольку он опирается на известную стоимость бизнеса! Тем не менее в случае публичной компании капитализированная стоимость может быть получена путем умножения количества существующих акций на цену. Простой пример:,

Количество выпущенных акций: Текущая цена акции: Капитализированная стоимость бизнеса:

Если годовая прибыль компании после налогообложения равна £100 ООО, то наш метод дает следующие результаты:

Цена (капитализированная стоимость): £1 млн

Прибыль (прибыль после налогообложения): £100 000

Отношение «цена/прибыль»:

Фактически это аналог использования коэффициента, равного 10. Иными словами, если вы получаете прибыль после налогообложения в размере £100 000 и готовы продать бизнес при коэффициенте 10, то оценочная стоимость составит £1 млн. В чем ценность данного метода? В том, что он позволяет сравнивать свой бизнес с более крупными конкурентами в пределах сектора.

Допустим, вам принадлежит кейтеринговая фирма среднего размера. Вы легко найдете несколько крупных кейтеринговых компаний с листингом на фондовой бирже или на рынке AIM, который является той же биржевой площадкой, но только для небольших или еще не зарекомендовавших себя компаний. Определить их отношение «цена/прибыль» на основании информации, полученной из Интернета или других источников (опубликованная отчетность), не составит труда. Полученный показатель поможет вам определить коэффициент для собственной компании. Как минимум вы получаете информацию о том, как рынок оценивает сектор кейтеринга. Однако следует соблюдать осторожность, поскольку публичные компании обычно имеют более высокое отношение «цена/прибыль», чем небольшие частные компании. Причина, скорее всего, в том, что акции публичных компаний легче продать или купить, а это повышает их привлекательность для инвесторов. Говорят, что эффективное отношение «цена/прибыль» для небольшой частной компании может быть иа 50% ниже, чем у известной публичной компании п том же секторе бизнеса, но это, конечно, нельзя считать универсальным правилом.

Любопытно, что фондовый рынок оценивает небольшие фирмы выше, чем более крупные. Например, фондовый индекс FTSE 100, представляющий 100 крупнейших публичных компаний Великобритании, имеет среднее отношение «цена/прибыль» 13. В то же время для FTSE 250, включающего 250 крупнейших компаний, этот показатель равен 19. Почему же тогда говорят о разнице в 50%? Если бы я знал ответ на этот вопрос, то, наверное, стал профессиональным инвестором, а не консультантом, работающим по совместительству писателем. Тем не менее вот мои соображения: скорее всего, 100 крупнейших компаний не являются объектами поглощения из-за своих размеров.

Leave a Reply